Insolitaria
"Я быть всегда самим собой старался, каков я есть: а впрочем, вот мой паспорт!"
Нашла на старом компе «Мисс Сайгон». Послушала и с удивлением обнаружила, что некогда сложившееся у меня впечатление, благодаря которому она висит в списке моих любимых мюзиклов, как-то не совсем адекватно.
Если подумать, этого следовало ожидать. В конце концов, первое впечатление пришло ко мне окольными путями – через юбилей Макинтоша, где был Прайс, нежно любимый мною за финальный кадр “Unconditional Love”, и “American Dream”, которая, если не приглядываться к контексту, не лишена циничного очарования. В контексте, выдача Ким солдатам Го МинХо Ши… как там назывались контрамериканские вьетнамцы? – немного «помогает», но в целом мне все равно очень сложно не любить Инженера с его бескомпромиссной волей к жизни, которую хорошо бы осудить с теоретическо-моральной позиции, но, думается… вернее, наоборот, мне совсем не хочется думать о том, как бы я в такой ситуации…:horror2: бррр…
Далее, между специфическим спектром научных интересов и привитой с детства установкой «в любой непонятной ситуации читай энциклопедию», о том, что «Мисс Сайгон» - практически кузина «Мадам Баттерфляй», я знала еще до того, как узнала про существование не-бродвейских мюзиклов как жанра; и долгое время воспринимала «Мисс Сайгон» соответствующим образом, - через призму «Мадам Баттерфляй», на которую, в свою очередь, смотрела под стереотипным углом «много они там, в Италии начала ХХ века, понимали в японцах». Моя провальная диссертационная деятельность успела-таки научить меня, что Пуччини и иже с ним в японцах разобрались на совесть, а вот Бублиль и Шонберг как раз пошли у стереотипа на поводу, проигнорировав «национальный колорит» и рассудив, что все беды Баттерфляй от того, что Пинкертон – сволочь. И вместо того, чтобы написать такую же историю, только во Вьетнаме, засели писать историю, где «Пинкертон» - не сволочь: отчего поехали не только конкретные сюжетные ходы, но и «вечные ценности».
Ибо с «оригинальным» Пинкертоном, разглагольствующем о браке с американкой прям на «свадьбе» с Баттерфляй, все понятно, но Крису Скотту, не по своей, выходит, воле, оставившему любовь всей жизни (двухнедельной выдержки :facepalm3: ), год ее оплакивавшему и снова вляпавшемуся во все это дерьмо, едва найдя покой, если не счастье, вроде как стоило бы посочувствовать. Но не получается, коль скоро страдал он в теплой Америке под боком у новой жены: очень показательный излом временной линии придерживает рассказ о его страданиях до середины второго акта, когда мы и так уже поняли, что он пережил и двигается дальше, а Ким - все еще живет в аду и все еще ждет…
В свете этого вроде как надо ненавидеть новую жену, но тоже не получается: несмотря на то, что в своем неприятии былых похождений мужа она куда более категорична, чем Кэт Пинкертон по отношению к Баттерфляй, виновата она разве что в том, что не поостереглась выйти за человека, имеющего привычку кричать во сне нечто “that sounded like a name”.
Thuy (транскрипция транскрипции – это перебор:rules: ) ненавидеть проще за привычку бросаться с ножом на малолетних детей, но в отличие от Ямадори, которому, предположительно, просто приспичило пополнить коллекцию красивых жен, его с Ким общее прошлое снабжает его задатками романтического злодея, которому при других обстоятельствах тоже можно было бы посочувствовать, а так он просто, как неумело раскрашенная картинка, раздражающе выбивается за границы своей сюжетной функции.
С другом Криса Джоном все обстоит с точностью до наоборот: Шарплесс, вроде как, хороший, и не только потому, что баритон, а “Bui-doi”, провозглашающий пугающую не-уникальность описанных событий, - один из самых сильных номеров мюзикла: но тот факт, что это именно Джон сначала купил Ким для Криса, а потом не дал ему вернуться за ней, придает всему этому неприятный оттенок лицемерия.
Казалось бы, по крайней мере с главной героиней вопросов возникать не должно. Но если с ее прародительницей Баттерфляй действительно все просто: обманули, дура, конечно, но жалко ее, - то Ким можно пожалеть только в самом абстрактном смысле: всей душой пожелать не оказаться на ее месте «не с той стороны» гражданской войны; потому что то, как подана в мюзикле ее личная история, очень напоминает попытку сложить слово «Вечность» из букв П, О, Ж и А.
Если отбросить сказочный лоск чистой первой любви и действительно задуматься, очень неприятный осадок оставляет значимость, придаваемая авторами тому факту, что Ким «не успела» стать проституткой: ощущение, что не то он не полюбил бы ее, если бы не был первым, не то ее любовь произросла из потери девственности. Конечно, подобный ход можно также найти в одной из ранних экранизаций «Мадам Баттерфляй»: и там он служил для оправдания того, как героиня «при своей работе» сумела остаться наивной дурочкой, поверившей в пинкертоновы пустые обещания. Однако Баттерфляй родилась в благородной семье, и до конца оперы цеплялась за свою мечту, сидя в снятом для нее Пинкертоном доме и тратя оставленные Пинкертоном деньги. Семью Ким в одночасье унесла война, в сайгонских трущобах, наряду с ее сыном, томятся сотни и тысячи таких же полукровок, ни за одним из которых не возвращаются их американские отцы, ей приходится на практике убедиться, что ради благополучия Тэма она должна быть готова не только умереть, но и убить, она вынуждена бежать в другую страну – и при всем при этом верит, что Крис выживет, захочет и сможет найти ее? И когда Крис все-таки возвращается… Пресловутая Баттерфляй принимает решение покончить с собой отчасти как дочь самурая и отчасти не желая жить без сына, которого хочет забрать в расчудесную Америку Кэт Пинкертон. Но Эллен Скотт-то недвусмысленно заявляет, что в ее доме внебрачному отпрыску Криса не место; так на кого, трагически умирая, оставляет сына Ким – на Инженера?
Тут мне надоело писать, и плавно перейти к заключению не получается, но мораль сей басни в том, что в книжках (фильмах, пьесах…) «настоящей» любви, вроде как, положено все побеждать, а от «не-настоящей» бывает катарсис и урок на будущее не влюбляться в сволочей. Это в «реальной жизни» зачастую бывает так, что все всё делают правильно, просто не судьба: но в театр за таким ходить обидно.

@темы: по следам моих исканий, Театр, Опера, musicals