Мои увлечения в последнее время почти полностью отошли от того, «с чего все это начиналось», но, как выяснилось, я все же не готова дать этому дневнику мирно затухнуть так что… «Тонкий английский юмор» существует в моем культурном багаже на тех же правах, что «Великая Любовь Ромео и Джульетты»: в том смысле, что, наконец ознакомившись самостоятельно с признанными классиками британской комедии, я не могла не заметить, что те из них, кто мне по-настоящему «зашел» (
т.е. Уайлд, ессесно, Вудхаус и – к моему собственному удивлению – Стерн) старательно делали объектом своих насмешек как раз-таки все «истинно британское; и при этом (
особенно в случае Стерна, а также Ивлина Во, которого мне не удалось полюбить, но по которому я делала большой проект в магистратуре) отнюдь не ограничивали себя сугубо «высокими материями».
Это я так издалека подвожу к тому, что, даже когда я целенаправленно задалась этим вопросом, мне было исключительно сложно, во-первых, найти для себя британские сериалы, которые мне удалось бы полюбить, - а во-вторых, понять, что же отличает те, что полюбить все же удалось. Так, я недавно осознала, что мне люто не хватило существующих трех сезонов «Противных» (
“Vicious”), но попытки переключиться на любой другой из нескончаемых опусов, эксплуатирующих троп «от любви до ненависти», с треском провалились. Возможно, дело просто в том, что в “Vicious” есть Маккеллен, к актерскому творчеству которого у меня особое отношение.
Возможно, также индивидуальными актерскими харизмами – или же эффективным актерским взаимодействием – стоит объяснить и то, что мне очень глянулись британские
«Призраки» (
“Ghosts” 2019): где все герои, скажем так, агрессивно очаровательны не «несмотря на», а именно благодаря своим очевидным недостаткам. Как бы там ни было, насладиться аналогичными опусами мне тоже не удалось, и оттого было вдвойне обидно, что сезоны у признаков шестисерийные, несмотря на то, что по сути это ситком, не требующий своевременного завершения развития сюжета. Поэтому я очень порадовалась, когда американцы взялись переснимать сериал с б
ольшим количеством серий в сезоне.
Но порадовалась, как водится, преждевременно.
СПОЙЛЕРЫПрежде всего потому, что, ознакомившись с вышедшими на данный момент уже 8 сериями, я не могу сказать, на что они это дополнительное время употребили: зато не могу не заметить, что, за пределами тех трех серий, которые повторяют сюжет оригинала, большая часть героев вообще не получает экранного времени, - и это касается даже и особенно тех персонажей, которых не помешало бы получше раскрыть, т.к. они не имеют прямого прототипа в оригинале.
Нет, разумеется, в британской версии в каждой серии был «хедлайнер», история которого приоткрывалась перед зрителем, и некоторым пришлось ждать своего шанса до второго, а то и до третьего сезона, однако же я никогда не забывала, что в сюжете есть, скажем Фанни и Хамфри, в то время как американского аналога первой не было видно со второй серии, - и я даже не помню, как ее зовут. А как зовут аналога Хамфри я вообще не знаю, потому что его, - даром что персонаж для установления «призрачного» контекста знаковый, - показали, без преувеличения, на 5 секунд в самом начале. Та же фигня с нововведенным викингом, с той разницей, что третий эпизод недвусмысленно завершает арку персонажа, - и в этом заключается не одна, а целых две ошибки создателей американской версии.
На глобальном уровне, одной из фишек британских «Призраков» является то, что они – призраки, то бишь – просто есть: мы не знаем, как и почему они застряли «по эту сторону», только во втором сезоне узнали, что для призрака вообще возможно «уйти», и до сих пор не знаем, что для это нужно сделать. Американцы еще даже не закончили 1й сезон, но уже три раза пошутили про свет в конце туннеля, оказавшийся поездом, плюс еще один раз про экзорцизм, - и нам уже понятно, что эти призраки уйдут, только когда у сценаристов закончатся идеи и они начнут забивать на ранее установленные законы собственной вселенной.
На индивидуальном уровне, американским сценаристам парадоксальным образом мешает то, что три сезона форы уже установили, что именно понравилось зрителям, заставляя создателей ремейка торопливо расписываться в том, что, несмотря на кажущиеся отличия, у них все это тоже будет. Вот только, нам, как зрителям, в британской версии ведь нравится не столько то, что мы уже узнали, сколько то, сколько нам еще предстоит узнать. Мы почти уверены, что Китти отравила сестра, - но причина смерти Хамфри два сезона казалась очевидной, а вот поди ж ты, - но толстая джазовая певица умерла от сердечного приступа, и никто ее, на фиг, не убивал. Джулиан был извращенцем, умершим в результате секс-скандала, и мы все еще втайне жаждем подробностей, а еще у него, оказывается, есть дочь, которая, не убоявшись подобного наследия, решилась пойти в политику по его стопам, - но обстоятельства смерти аналогично бесштанного персонажа американской версии не волнуют даже его самого, и дочь, вместе с мимолетным осознанием того, что женщины достойны уважения, появилась у него на целых десять минут, - зато пах пришлось пикселизировать в первой же серии.
Ну и, - слон, которого нельзя не приметить – “canon gay character”. Да, я тоже заходила на АО3 и видела, какой пейринг там в безоговорочных лидерах, и зная, как оно сейчас модно, не сомневаюсь, что соответствующие прозрачные намеки по оригинальной версии рассованы вполне осознанно. Но не сомневаюсь также, что несколько сотен фиков вдохновил не сам факт того, что создатели «сделали» Капитана геем, а то, что при – опять же – кажущейся очевидности ситуации, мы все еще не знаем – и нам интересно – осознавал ли Капитан свои чувства к Хэйверсу, отвечал ли тот ему взаимностью, было ли у них что-то, кроме проникновенных взглядов, пережил ли кто-то из них войну, и встретились ли они снова; а также не был ли Хэйверс, часом, немецким шпионом, был ли у Капитана кто-то до него и может ли – неправдоподобно, но умилительно – кто-то еще появиться в нынешних неблагоприятных обстоятельствах. Куда менее загадочный (запомнила благодаря 8 раз повторенной шутке с омофонами) Айзак же просто безыскусно и напролом проходится по всем раздражающим стереотипам канонного слэшного пейринга, а потом еще делает пару шажков в дебри исторической недостоверности.
Если, в очередной раз, сравнить с оригиналом, в британской версии вопрос историчности и конфликта поколений подается весьма органично и непринужденно. Да, каждый из призраков – продукт совей эпохи: поэтому Робин бредит лунными циклами, Томас – романтической поэзией, Фанни – этикетом, а Капитан – войной, но все же каждый из них прожил годы своего посмертия в обитаемом и посещаемом живыми людьми доме. Американцы же в этом смысле перегибают сразу по трем направлениям: здесь герои, с одной стороны, никак не выучат, что такое телевизор, с другой стороны, выдают (якобы на полном серьезе, что, типа, должно быть смешно) довольно-таки возмутительные реплики об изгнании коренных американцев с их исконных земель и неприспособленности женского мозга к принятию решений, но в тоже время – с третьей стороны – старательно делают вид, что таких проблем, как, скажем, расизм и гомофобия в их вселенной не существует вовсе.
Что подводит нас еще к одной - кажется, последней – проблеме американских «Призраков»: чистоте и выхолощенности. Правило, что призрак обречен прожить вечность в том виде, в котором умер, не отменяется и вроде как даже постулируется, но исключительно на словах. Я сама, если честно, как раз люблю, когда все проговаривают, но кино все-таки искусство визуальное. И это был вполне очевидный, но оттого не менее действенный прием, когда в первой сцене на реплике «Бывает смерть и похуже» зритель вдруг понимает, что люди, столпившиеся у смертного одра Heather (не люблю транскрибировать это имя) Баттон так или иначе мертвы: и мы, опять же, до сих пор гадаем, отчего так безупречно опрятен Капитан, который, казалось бы, должен был пасть в бою. Но мы, конечно же верим , что Айзак скончался от дизентерии в полной форме и с безупречной прической (шутка про пердеж засчитана ), что убитый молнией викинг даже чуть-чуть не закоптился, и сожранная медведем хиппи отделалась тремя царапинами на плече сзади, а остальные, выходит, и вовсе скончались от естественных причин…