Самый дешевый театр в мире – это
Кёгэн. Ему не нужно даже нижеупомянутого пресловутого мейерхольдовского коврика. В Кёгэне все декорации и реквизит заменяет веер. Но если веера нет, без него тоже можно обойтись. Любой предмет, который может понадобиться по ходу пьесы, актер традиционного японского фарса обязаны создать из ничего. Все, что для этого требуется – немного доверия зрителя.
Иначе говоря, приходя в театр Кёгэн, вы платите за то, чтобы вас обманули. А потому, черт их знает, какие из актеров Кёгэна актеры. Но вруны они все первоклассные.
читать дальшеЭто я излагаю со слов Синнодзё Сигэямы – нынешнего главы старейшей японской актерской династии. Он еще говорил, что в театре Кёгэн зрителям смеяться надо тоже по-кёгэновски. Ну, строго говоря, все, что для этого нужно – это громко и четко произносить слог «Ха!» Типа, Фантомас разбушевался. Что ж, он потомок национального достояния страны, ему виднее.
Шутки шутками, но суть в том, что в традиционном японском театре актерское мастерство, ну, если хотите, актерская техника, играет первостепенную роль. Хотя это проявляется тем ярче, чем ближе пьеса к современности.
Ибо древнейшие пьесы Кёгэна (ну, то есть те, которым уже лет под 600), построены по преимуществу на трюках, которые мы сейчас бы назвали гэгами. И в которых актеры комедии dell’arte с готовностью признали бы свои лацци. Что характерно, при этом расцвет комедии dell’arte и формирование канона Кёгэна приходятся на один и тот же XVII век. Может, и правы те, кто говорит, что народные культуры близки на неком изначальном уровне. А может, мы просто не такие уж и разные. Помнится, я как-то читала английскую книжку про Австралию, и сильно удивлялась тому, что все, что кажется автору странным в австралийцах, можно с тем же успехом сказать о русских. Но это к делу не относится.
Короче говоря, вот в поздних пьесах…
Поздние пьесы пишутся и по сей день, и сюжеты строятся на базе глобального потепления (вот на что бы я посмотрела) и нашествий инопланетян. Так что Кёгэн жив, это, может быть, и застывшая форма, но не содержание))).
Так вот, в поздних пьесах уже в полной мере проявляется та самая филигранная пластика, которую прославил (или которая прославила) на весь мир многострадального Номуру-сана (ловите еще один камень, фанаты сами-знаете-чего ). Хотя то, что в несвойственных в принципе Кёгэну драматических и трагических спектаклях она проявляется значительно ярче, наводит на мысли о том, что это скорее позднейшее влияние Кабуки.
С другой стороны, Кабуки, для начала, тоже вырос из Кёгэна. И, кроме того, актеры всех этих традиционных японских зрелищ, поломав к ХХ веку цеховую изолированность, на сегодняшний день, сдается мне, в большинстве своем универсалы. От чего, если вдуматься, охренеть можно.
Ибо Кабуки – еще понятно, кино – тоже ничего. Но для меня загадка, как подавляющее большинство актеров Кёгэна умудряются параллельно петь в ОПЕРЕ: при том, что от европейского вокала кардинально отличается манера не только традиционного японского пения, но и в принципе звукоизвлечения (т.е. обычной прозаической речи в т.ч.). Это как нужно владеть своим голосовым аппаратом, чтобы вытворять и то и другое?
Хотя, как нужно владеть своим телом, чтобы вообще все это вытворять? И как нужно владеть своим искусством, чтобы прилагать его к принципиально чуждой европейской, причем порой даже не традиционной европейской, драматургии???
Фантастика!
Кто не дошел, кусайте локти.
А во вторник начинается фестиваль традиционного японского танца. Правда, не помню где.