Верди велик: даже жалею, что я не музыкальный критик, чтобы объяснить, почему и насколько.
Хор и оркестр "Новой оперы" куда лучше, чем все остальное, что есть в этом театре. Партия хора, пожалуй, берет за душу даже сильнее, чем партии солистов: хотя, какой там бас!!! Ооооо... Мне всегда казалось, что эстонская опера должна быть неподражаема: видимо, не зря.
Но ох уж эти японцы...
Не получается у нас с ними диалог культур, не получается (кстати, именно из-за этого я свое время поссорилась с, как сегодня выяснилось, оппонентом моего диплома). Даже у тех из нас, кто не только в душе, но и географически такой же скиф и азиат: не учил никто якутского балеруна танцевать на ханамичи шириной метр десять, да еще в маске. И не смотрится красный с золотом костюм на фоне синего занавеса и хора и оркестра, осведомленного, что их форма одежды - белый верх, темный низ (почему солистки вечно соревнуются, кто круче оденется, я, впрочем, тоже не постигаю). И я нежно люблю японский театр, но какое вообще отношение имеют ориенальные страшилки про демонов и богинь к католической заупокойной мессе? И флейту сякухачи я люблю почти так же сильно, как Верди, но не одновременно же! А под европейскую музыку традиционный японский танец вообще никак не подходит!!!
Вывод: не смотреть (от себя добавлю, еще и не нюхать: соседа, облившегося розовым маслом), но слушать - с закрытыми глазами. Впрочем, кто не успел, тот опоздал.

А воздух театра Станиславского и Немировича прямо-таки губителен для голосовых связок чуждых ему теноров. Я еще понимаю, когда Агади в срочном порядке вводился в «Риголетто»: партию герцога, наверно, и впрямь знает каждый уважающий себя тенор… Но в то, что Балашов совершенно случайно знал Реквием Верди, верится с трудом. Впрочем, в то, что партию он выучил за ночь, глядя на него как раз верится)))