"Я быть всегда самим собой старался, каков я есть: а впрочем, вот мой паспорт!"
Часть первая: Кирк+Спок=?Бродя сегодня тут как-то по и-нету, наткнулась на восторженную рецензию на новый «Стар трек». Восторги были в основном клишированными и с легкостью применимыми к любому монстру кинопроката, но все же, для успокоения совести (и убивания времени в ожидании у моря погоды) я решила почитать, не пишут ли люди чего-нибудь дельного. Как показала практика, пишут люди все больше пространно и бездоказательно, чего, впрочем, и следовало ожидать от рецензий (в свете «случайных стечений обстоятельств», которые некогда привели меня на родную кафедру, я по-прежнему не уверена, что вообще когда-либо по-настоящему хотела быть критиком); что меня удивило гораздо больше, так это то, что, видимо, мэйнстримно считать фильм хорошим, несмотря на все его объективные, как мне казалось, недостатки; даже рецензии, позиционирующие себя как отрицательные, что-то робко мямлят о переменчивой моде и сомнительной целевой аудитории, при этом налегая на резко ставший «блестящим» актерский состав и взаимоотношения между героями.
Насчет актерского состава меня, честно говоря, тянет процитировать одну из моих однокурсниц: «узнаем, когда они хоть что-нибудь сыграют». «Что-нибудь еще», в данном случае. Потому как в первой части мы все дружно поржали над тем, как они все дружно пытались «страдать»: А на этот раз спасает их по большей части то, что страдать особо не требуется: а потому можно с чистой совестью постоять рядом для фона, свалив актерскую работу на британца с престижной актерской премией в резюме; вот только британцу, зажатому в рамки сюжетной непоследовательности, граничащей с идиотизмом, разыграться тоже особо негде, - поэтому он тоже просто там стоит на радость поклонницам, изредка поигрываю мускулами.
Что касается отношений между героями, то по мне так сценаристы закопались в безнадежно глубокую яму еще в первой части, и в самом начале второй попытались было откопаться – но вяло и безуспешно.
Все дело в том, что во вселенной оригинального сериала почти нет места «Серьезным Отношениям»: есть невинный флирт на одну серию, и есть сестра Чэпел, подчеркнуто безнадежно запавшая на Спока; но о женитьбе главные герои задумываются непременно перед лицом прискорбных обстоятельств, - и радостно забивают на первое при отпадении второго. Дружеская привязанность между действующими лицами тоже существует по большей части как данность. Так что единственные настоящие отношения между героями TOS - это Кирк+Спок=BFF, а то и нечто большее – кому как нравится. И в этом смысле авторы сценария фильма 2009 г. выбрали очень неудачное место, чтобы порвать шаблон. Потому как, если верить слухам об «официально-неофициальной» гомофобии правообладателей, закрадывается подозрение, что, превратив отношения Кирка и Спока из реальных в судьбой предначертанные, авторы пытались пропедалировать, как «I shall always be your FRIEND»; вот только, когда Кирк+Спок остались в полуподвешенном состоянии на пять лет в ожидании сиквела (а Ухура/Скотти – пэйринг почти канонный), даже очень трепетно относящимся к канону фикрайтерам стало гораздо проще написать, что Спок и Ухура дружески расстались и…, чем объяснять, как же это в условиях перезагруженной вселенной лучшим другом Кирка вдруг оказался Спок, а не Маккой…
Но я, на самом деле, не об этом.
Когда я писала о своих первых впечатлениях о новом фильме, я упомянула о том, как сценаристы на мгновение предприняли попытку привести в порядок отношения между героями: это когда Спок толкнул речь о «правилах, которые нельзя нарушать», а Ухура толкнула речь про то, как не может больше терпеть Спока, потому что он вулканец бесчувственный. Разумеется, при первом удобном случае Спок все равно спустил бесчувственность и правила в трубопровод и побежал с воплями кого-нибудь замочить, Ухура его заочно простила, а Кирку, до кучи, подогнали Кэрол Маркус – видимо, чтобы никто ничего такого больше не думал. Что, помимо прочего, заставило меня задуматься о несчастной судьбе, пардон, архетипа вулканца в «Стар треке»...
Насчет актерского состава меня, честно говоря, тянет процитировать одну из моих однокурсниц: «узнаем, когда они хоть что-нибудь сыграют». «Что-нибудь еще», в данном случае. Потому как в первой части мы все дружно поржали над тем, как они все дружно пытались «страдать»: А на этот раз спасает их по большей части то, что страдать особо не требуется: а потому можно с чистой совестью постоять рядом для фона, свалив актерскую работу на британца с престижной актерской премией в резюме; вот только британцу, зажатому в рамки сюжетной непоследовательности, граничащей с идиотизмом, разыграться тоже особо негде, - поэтому он тоже просто там стоит на радость поклонницам, изредка поигрываю мускулами.
Что касается отношений между героями, то по мне так сценаристы закопались в безнадежно глубокую яму еще в первой части, и в самом начале второй попытались было откопаться – но вяло и безуспешно.
Все дело в том, что во вселенной оригинального сериала почти нет места «Серьезным Отношениям»: есть невинный флирт на одну серию, и есть сестра Чэпел, подчеркнуто безнадежно запавшая на Спока; но о женитьбе главные герои задумываются непременно перед лицом прискорбных обстоятельств, - и радостно забивают на первое при отпадении второго. Дружеская привязанность между действующими лицами тоже существует по большей части как данность. Так что единственные настоящие отношения между героями TOS - это Кирк+Спок=BFF, а то и нечто большее – кому как нравится. И в этом смысле авторы сценария фильма 2009 г. выбрали очень неудачное место, чтобы порвать шаблон. Потому как, если верить слухам об «официально-неофициальной» гомофобии правообладателей, закрадывается подозрение, что, превратив отношения Кирка и Спока из реальных в судьбой предначертанные, авторы пытались пропедалировать, как «I shall always be your FRIEND»; вот только, когда Кирк+Спок остались в полуподвешенном состоянии на пять лет в ожидании сиквела (а Ухура/Скотти – пэйринг почти канонный), даже очень трепетно относящимся к канону фикрайтерам стало гораздо проще написать, что Спок и Ухура дружески расстались и…, чем объяснять, как же это в условиях перезагруженной вселенной лучшим другом Кирка вдруг оказался Спок, а не Маккой…
Но я, на самом деле, не об этом.
Когда я писала о своих первых впечатлениях о новом фильме, я упомянула о том, как сценаристы на мгновение предприняли попытку привести в порядок отношения между героями: это когда Спок толкнул речь о «правилах, которые нельзя нарушать», а Ухура толкнула речь про то, как не может больше терпеть Спока, потому что он вулканец бесчувственный. Разумеется, при первом удобном случае Спок все равно спустил бесчувственность и правила в трубопровод и побежал с воплями кого-нибудь замочить, Ухура его заочно простила, а Кирку, до кучи, подогнали Кэрол Маркус – видимо, чтобы никто ничего такого больше не думал. Что, помимо прочего, заставило меня задуматься о несчастной судьбе, пардон, архетипа вулканца в «Стар треке»...