понедельник, 08 апреля 2019
Третья часть заключается в том, что я нежно люблю тот пассаж у Чапека, где «прекрасно – это когда Джульетта вышла замуж за графа Париса и родила ему 14 детей», и, соответственно, никакого священного трепета перед историей непосредственно Ромео и Джульетты не испытываю. Иными словами, все мои вышеперечисленные стенания не к тому, что я не хочу вместо этого узнать историю Тибальта и Меркуцио. Я, вроде как, даже хочу ее написать - вот только Зверь Обоснуй сразу начинает разлагать мой мозг средневековыми реалиями, - но это интересно:
читать дальшеони, как уже было отмечено где-то серди «вышеперечисленных стенаний», не Капулетти и не Монтекки, и, может статься, что и вовсе явились с «большой земли», где долбанутый веронский уклад не считается нормой. Вот только мы уже на нескольких прискорбный примерах видели, что то, то хорошо в фанфикшне, не всегда хорошо в традиционной драматургии; и я, вроде как, готовилась начинать свое повествование о походе на «настоящий» спектакль с того, что, несмотря на неожиданно обретенный интерес к исследованию данного вопроса в фанфиках, я вообще-то понимаю, что пресловутая «химия» между Меркуцио и Тибальтом в так полюбившейся общественности в моем лице венгерской постановке возникла случайно.
Понаблюдав на протяжении двух часов, как артисты совсем иного типажа и темперамента пытаются выдавить из себя эту химию искусственно, я засомневалась. И переслушала. Иииии, нет: все правильно. Венгерская постановка, которая, кстати, и правда прекрасна: я собиралась сначала именно что переслушать, потом глянуть одним глазком на «Верону», а дальше пустить фоном (ибо большой условно-художественный проект не дремлет), но не смогла оторваться, даром что в венгерском я так и не продвинулась дальше тех +/- 200 слов, которые выучила перед поездкой, но сейчас не об этом…
Так вот, венгерская постановка, да, заводит речь о том, что ужас происходящего в Вероне не в смерти двух экзальтированных подростков, решивших, что не могут жить друг без друга, после трех свиданий; трагедия ужас в том, что в бесконечной заварушке то и дело гибнут опосредованно относящиеся к ней люди: не столь юные и не столь влюбленные, - но тем меньше у них причин умирать. И в этом смысле представителями от двух враждующих домов выбираются Тибальт и Бенволио, что логично: они кузены (Тибальт в меньшей степени, но это, скорее, вопрос внутренней иерархии Капулетти), и самим фактом своего существования очень хорошо иллюстрируют постулируемое в «Вероне» отсутствие реального выбора. Меркуцио Золтана Берецки очарователен, как полагается залетевшему из параллельно написанного «Сна…» верноподданному Королевы Маб, который отчего-то благоволит Монтекки Ромео и Бенволио, но если его разозлить, чуму нашлет без разбору. И в этом смысле ничто не мешает Меркуцио иметь точно такие же, никак с кровожадной веронской политикой не связанные, личные счеты с Тибальтом, - но для реализации подобной сюжетной линии нужен совсем иной противовес.
При первом прочтении пьесы у меня в свое время сложилось впечатление, что Монтекки скорее хорошие, а Капулетти скорее плохие: это в корне неверно, ибо с точки зрения шекспировской драматургии в конфликте Монтекки и Капулетти нет правых, а с точки зрения здравого смысла (без скидки на отсутствие возраста согласия тогда и кровной мести сейчас) Тибальт мечтает навалять 18(?)-летнему оболтусу не самой целомудренной репутации, подбивающему клинья к его 14-летней сестре. И все же я отчетливо помню недоумение, охватившее меня от заявление кормилицы, что Джульетта горюет не только из-за изгнания Ромео, но и из-за смерти Тибальта: в основном причина, конечно, в моих собственных «своеобразных» отношениях с как с сестрой, так и с двоюродным братом, но есть некая «субъективная объективность» в том, что друзья Ромео ни разу не попытались убить Джульетту. Так что рискну предположить, что не мне одной понадобился толчок, чтобы начать воспринимать Тибальта достойным сочувствия. Авторы венгерской постановки без изысков, но действенно добились этого, наделив Тибальта физическим недугом. Тибальт из той версии, что привозили в Кремлевский, не страдает: ни от необходимости драться в чужой войне, ни от собственной излишней привязанности к Джульетте, ни даже от болезни, - и, вдобавок, вместо «интересной» внешности Сабо, щеголяет рожей, с которой берут в сериалы, чтобы сразу было понятно, кто здесь серийный убийца. Так что с чего нам предлагается интересоваться этим экземпляром превыше главных героев – совершенно непонятно.
@темы:
Театр,
musicals,
клм,
реплики в сторону,
Nem ertek magyarul,
Книги