"Я быть всегда самим собой старался, каков я есть: а впрочем, вот мой паспорт!"
Если вдруг кто читал мой дневник с начала, приношу свои извинения. Вам наверняка покажется, что я повторяюсь. Но, в конце концов, в жизни каждого из нас есть вещи, которые уже никуда не денутся. Да, наверно я романтичная девица, которой суждено до 40 лет засыпать с томом Дюма под подушкой.
Но я хочу снова поговорить о трех мушкетерах.
читать дальшеИменно так. Без кавычек. Роман тут уже давно не при чем. Я, кажется, уже писала, что если говорить о тексте, то нравятся мне скорее не «Три мушкетера», а «Двадцать лет спустя». От «Мушкетеров» еще слишком тащит картонным героизмом; во второй книге автор, слегка повзрослевший вместе со своими персонажами, сглаживает черно-белую палитру классицистско-мелодраматического художественного мира – и под масками Героев и Злодеев проступают человеческие лица. И Рошфор подает д’Артаньяну руку – а Атос нет. д’Артаньян водит за нос Портоса, Арамис - д’Артаньяна. И вообще, они больше не Атос, Портос и Арамис: у них появились имена. Эпоха титанов кончилась, но породившие ее люди все еще живы. Они уже не могут доверять друг другу свои тайны, но все еще доверили бы свои жизни. Кажется, им пора убить друг друга, но они не задумываясь друг за друга умрут…
И подумать только, что когда-то я предпочитала «Трех мушкетеров» только потому, что, по моим представлениям, герой романа должен был быть молод. Молод – это до 30 лет. 29 – еще нормально, а дальше все – старая развалина. Серьезно. Меня безумно веселила наивность Жорж Санд, которая называла молодым своего графа Рудольштата, которому как раз было 30.
Вчера я посмотрела «Человек в железной маске». Впервые. Случайно. Хотя я отлично помню этот фильм с тех пор, когда его только начали снимать.
Стоял 1997 г. Мне разрешали смотреть телевизор 2 часа в неделю. Я ничего не знала о кино. Джереми Айронс казался мне похожим на терминатора, а Леонадо ди Каприо я заочно ненавидела: за то, что, подойдя к киоску a là «Роспечать» и вытащив наугад любой журнал, можно было смело спорить на что угодно, что на обложке там ди Каприо. Конечно, повод для ненависти недостаточный, да и, если уж совсем честно, столь сильных чувств я, разумеется, не испытывала. Просто все вокруг пускали слюни до колен при одном упоминании его имени, и я из вредности говорила, что его ненавижу.
Но вот того, кто говорил мне, что Александр Дюма – отнюдь не великий писатель, я в глубине души действительно не прощала. Я уже понимала, что вслух о подобного рода литературных пристрастиях лучше не говорить, но мысль о том, что какой-то американский дебил, который не способен запомнить, какая фамилия у Рауля, и не видит разницы между аббатом и епископом, будет перекраивать на свой лад «Десять лет спустя», была мне невыносима.
Десять лет прошло. Джереми Айронс входит в число тех актеров, фильмы с которыми я не пропускаю, даже если они не обещают ничего хорошего – просто чтобы посмотреть на них. Я видела «Гилберта Грейпа», «Полное затмение» и бог знает что еще, и с готовностью признаю, что Лео ди Каприо – замечательный актер, хотя по сей день не могу понять, с какого перепою можно счесть его красивым.
Я переболела желанием научиться фехтовать и в длинном списке любимых песен все чаще забываю назвать «Есть в графском парке черный пруд…». Я читала сиквелы человека с многообещающей фамилией Харин и альтернативные версии психа из банды фантастов Бушкова. Я видела д’Артаньяна в исполнении Жана Марэ, Майкла Йорка и Криса о’Донелла (не знаю, что хуже). Я видела, как в шкурах трех мушкетеров побывали Оливер Рид, Чарли Шин, укравшие форму слуги и мультяшные собаки, как американского, так и русского производства. Я видела мушкетеров, за 15 лет до начала действия романа доставивших во Францию королеву Анну и передавших бразды правления в руки Ришелье. Я видела мушкетеров, отбросивших шпаги и мордующих Тима Рота в излюбленной ипостаси кровавого маньяка приемами восточных единоборств. Иначе говоря, я созрела до того, чтобы дать шанс американскому дебилу.
Нет, у меня по прежнему вызывают презрительную усмешку корки вроде «аббат Арамис» и «Рауль, сын Атоса». Но даже если автор сценария сам помнил, что Арамиса, как минимум, зовут Рене д’Эрбле, а как максимум – в 3 книге он епископ Ваннский, а называется эта книга «Виконт де Бражелон» потому, что у сына Атоса была как раз фамилия, он, наверно, не мог не принять в расчет, что вспомнить об этом средний американец не в состоянии.
И пусть даже я не слишком согласна с решением образа Портоса в комическом духе столь откровенно американского толка.
И не могу не заметить, что Джереми Айронс, играя Арамиса ехидным циником (каким он, наверное, и должен быть) все равно периодически извлекает на свет божий свой фирменный душераздирающий взгляд человека с надломленной душой - и в сумме выходит неврастеник.
Но факт остается фатом: во первых, такого актерского состава надо поискать.
Официально заявляю: то, что делает Лео ди Каприо в «Железной маске» - это блестяще. Я смотрела 3 экранизации этой истории и бесчисленное количество других фильмов про братьев-близнецов, но я никогда не видела, чтобы это было так шикарно проработано. Здесь нет дешевых трюков с костюмами и прическами – здесь и без этого невозможно ошибиться. Это просто 2 разных человека - у которых разный характер, разная манера держаться, разные интонации - разное выражение глаз!!!
Если бы я это прочитала, а не увидела, меня бы, наверное, шокировала идея отдать роль Атоса Джону Малковичу. Ведь Атос традиционно рассматривается как персонаж абсолютно положительный. Но, во-первых, Джон Малкович, наверно, всем существом своим неприятен только лично мне, а во-вторых, то, что он сделал из Атоса, если подумать, как раз очень даже соответствует истине. Глазами автора мы видим его в свете ореола благородства, но если представить себе реальную ситуацию, такая тошнотворная идеальность как раз соседствует с нетерпимостью (см. вышеупомянутую сцену, где он, основываясь на нелепом подозрении, отказывается подавать д’Артаньяну руку), так что, по логике, в предлагаемых автором сценария обстоятельствах такой человек, скорее всего, именно так себя бы и повел.
И черт с ним, что обстоятельства имеют опосредованное отношение к оригиналу и исторической правде. Что план Арамиса в фильме удается (в кино почти всегда так), что Атос на его стороне, что почти никто не умирает, и даже что с первых кадров в общем-то понятна природа столь трепетного отношения д’Артаньяна к королю (вероятность рождения детей блондинов у двух темноволосых родителей – процентов 25, все вопросы к помрежу по кастингу и его преподавателю биологии).
«Трех мушкетеров» нельзя поставить на полку в подарочном издании. Их надо или забыть, или не знать – или с ними надо жить. И тогда наперекор всему оправдывать миледи или симпатизировать графу Рошфору, а главное, не верить, что в финале «Виконта де Бражелона» все умерли и ничего уже не изменится. Все мы знаем, что на самом деле все было совсем по-другому, и, может быть, еще будет.
Александр Дюма все-таки великий писатель. Он сумел создать героев, которые больше ему не принадлежат. Они живут своей жизнью. Вне времени и вне литературы – в мыслях тех, из чьей жизни уже не вычеркнуть девиза «Один за всех и все за одного», даже если он больше ничего не значит. Случай не уникальный, но все равно…
Без «Мушкетерской трилогии» мир был бы другим!
Но я хочу снова поговорить о трех мушкетерах.
читать дальшеИменно так. Без кавычек. Роман тут уже давно не при чем. Я, кажется, уже писала, что если говорить о тексте, то нравятся мне скорее не «Три мушкетера», а «Двадцать лет спустя». От «Мушкетеров» еще слишком тащит картонным героизмом; во второй книге автор, слегка повзрослевший вместе со своими персонажами, сглаживает черно-белую палитру классицистско-мелодраматического художественного мира – и под масками Героев и Злодеев проступают человеческие лица. И Рошфор подает д’Артаньяну руку – а Атос нет. д’Артаньян водит за нос Портоса, Арамис - д’Артаньяна. И вообще, они больше не Атос, Портос и Арамис: у них появились имена. Эпоха титанов кончилась, но породившие ее люди все еще живы. Они уже не могут доверять друг другу свои тайны, но все еще доверили бы свои жизни. Кажется, им пора убить друг друга, но они не задумываясь друг за друга умрут…
И подумать только, что когда-то я предпочитала «Трех мушкетеров» только потому, что, по моим представлениям, герой романа должен был быть молод. Молод – это до 30 лет. 29 – еще нормально, а дальше все – старая развалина. Серьезно. Меня безумно веселила наивность Жорж Санд, которая называла молодым своего графа Рудольштата, которому как раз было 30.
Вчера я посмотрела «Человек в железной маске». Впервые. Случайно. Хотя я отлично помню этот фильм с тех пор, когда его только начали снимать.
Стоял 1997 г. Мне разрешали смотреть телевизор 2 часа в неделю. Я ничего не знала о кино. Джереми Айронс казался мне похожим на терминатора, а Леонадо ди Каприо я заочно ненавидела: за то, что, подойдя к киоску a là «Роспечать» и вытащив наугад любой журнал, можно было смело спорить на что угодно, что на обложке там ди Каприо. Конечно, повод для ненависти недостаточный, да и, если уж совсем честно, столь сильных чувств я, разумеется, не испытывала. Просто все вокруг пускали слюни до колен при одном упоминании его имени, и я из вредности говорила, что его ненавижу.
Но вот того, кто говорил мне, что Александр Дюма – отнюдь не великий писатель, я в глубине души действительно не прощала. Я уже понимала, что вслух о подобного рода литературных пристрастиях лучше не говорить, но мысль о том, что какой-то американский дебил, который не способен запомнить, какая фамилия у Рауля, и не видит разницы между аббатом и епископом, будет перекраивать на свой лад «Десять лет спустя», была мне невыносима.
Десять лет прошло. Джереми Айронс входит в число тех актеров, фильмы с которыми я не пропускаю, даже если они не обещают ничего хорошего – просто чтобы посмотреть на них. Я видела «Гилберта Грейпа», «Полное затмение» и бог знает что еще, и с готовностью признаю, что Лео ди Каприо – замечательный актер, хотя по сей день не могу понять, с какого перепою можно счесть его красивым.
Я переболела желанием научиться фехтовать и в длинном списке любимых песен все чаще забываю назвать «Есть в графском парке черный пруд…». Я читала сиквелы человека с многообещающей фамилией Харин и альтернативные версии психа из банды фантастов Бушкова. Я видела д’Артаньяна в исполнении Жана Марэ, Майкла Йорка и Криса о’Донелла (не знаю, что хуже). Я видела, как в шкурах трех мушкетеров побывали Оливер Рид, Чарли Шин, укравшие форму слуги и мультяшные собаки, как американского, так и русского производства. Я видела мушкетеров, за 15 лет до начала действия романа доставивших во Францию королеву Анну и передавших бразды правления в руки Ришелье. Я видела мушкетеров, отбросивших шпаги и мордующих Тима Рота в излюбленной ипостаси кровавого маньяка приемами восточных единоборств. Иначе говоря, я созрела до того, чтобы дать шанс американскому дебилу.
Нет, у меня по прежнему вызывают презрительную усмешку корки вроде «аббат Арамис» и «Рауль, сын Атоса». Но даже если автор сценария сам помнил, что Арамиса, как минимум, зовут Рене д’Эрбле, а как максимум – в 3 книге он епископ Ваннский, а называется эта книга «Виконт де Бражелон» потому, что у сына Атоса была как раз фамилия, он, наверно, не мог не принять в расчет, что вспомнить об этом средний американец не в состоянии.
И пусть даже я не слишком согласна с решением образа Портоса в комическом духе столь откровенно американского толка.
И не могу не заметить, что Джереми Айронс, играя Арамиса ехидным циником (каким он, наверное, и должен быть) все равно периодически извлекает на свет божий свой фирменный душераздирающий взгляд человека с надломленной душой - и в сумме выходит неврастеник.
Но факт остается фатом: во первых, такого актерского состава надо поискать.
Официально заявляю: то, что делает Лео ди Каприо в «Железной маске» - это блестяще. Я смотрела 3 экранизации этой истории и бесчисленное количество других фильмов про братьев-близнецов, но я никогда не видела, чтобы это было так шикарно проработано. Здесь нет дешевых трюков с костюмами и прическами – здесь и без этого невозможно ошибиться. Это просто 2 разных человека - у которых разный характер, разная манера держаться, разные интонации - разное выражение глаз!!!
Если бы я это прочитала, а не увидела, меня бы, наверное, шокировала идея отдать роль Атоса Джону Малковичу. Ведь Атос традиционно рассматривается как персонаж абсолютно положительный. Но, во-первых, Джон Малкович, наверно, всем существом своим неприятен только лично мне, а во-вторых, то, что он сделал из Атоса, если подумать, как раз очень даже соответствует истине. Глазами автора мы видим его в свете ореола благородства, но если представить себе реальную ситуацию, такая тошнотворная идеальность как раз соседствует с нетерпимостью (см. вышеупомянутую сцену, где он, основываясь на нелепом подозрении, отказывается подавать д’Артаньяну руку), так что, по логике, в предлагаемых автором сценария обстоятельствах такой человек, скорее всего, именно так себя бы и повел.
И черт с ним, что обстоятельства имеют опосредованное отношение к оригиналу и исторической правде. Что план Арамиса в фильме удается (в кино почти всегда так), что Атос на его стороне, что почти никто не умирает, и даже что с первых кадров в общем-то понятна природа столь трепетного отношения д’Артаньяна к королю (вероятность рождения детей блондинов у двух темноволосых родителей – процентов 25, все вопросы к помрежу по кастингу и его преподавателю биологии).
«Трех мушкетеров» нельзя поставить на полку в подарочном издании. Их надо или забыть, или не знать – или с ними надо жить. И тогда наперекор всему оправдывать миледи или симпатизировать графу Рошфору, а главное, не верить, что в финале «Виконта де Бражелона» все умерли и ничего уже не изменится. Все мы знаем, что на самом деле все было совсем по-другому, и, может быть, еще будет.
Александр Дюма все-таки великий писатель. Он сумел создать героев, которые больше ему не принадлежат. Они живут своей жизнью. Вне времени и вне литературы – в мыслях тех, из чьей жизни уже не вычеркнуть девиза «Один за всех и все за одного», даже если он больше ничего не значит. Случай не уникальный, но все равно…
Без «Мушкетерской трилогии» мир был бы другим!
@темы: мушкетеры, My favourite, Кино
Я щас или обижусь, или заплачу (((