понедельник, 01 декабря 2008
Меня терзают смутные сомнения: быть может прав был г-н Поликанин, когда на творческом вечере, разрушая до основания свой невыносимо очаровательный сценический образ, ругал «нас, правительство, парламент, культуру, просвещение, балет и качество сегодняшних котлет», но в первую очередь – жалкое состояние современной оперы? И любимый театр все еще греет душу только потому, что там все такие же родные и любимые, - как Моцарт, Россини и в меньшей степени Глюк, на творчестве которых я сегодня вознамерилась сосредоточить свое внимание?
Ведущий концерта… не помню кто, т.к., выложив в прошлый раз 200 р. за программку Аланьи с Гуно и Чайковским, я решила, что за сотню Моцарта от Глюка как-нибудь сама отличу…
Ведущий концерта поделился с залом рядом громких научных открытий, как в области русского языка («мы понимаем о том», «Московская капелла Москвы», «это известное ария» и т.п.), так и в области истории музыки.
Фактические ляпы - только интересующимсяСреди последних:
1) Традиционная опера-seria отличается огромным количеством действующих лиц; публике выдавали либретто, потому что иначе следить за развитием сюжета было невозможно (Вышеперечисленными особенностями отличается не неаполитанская перная школа, создавшая канон оперы-seria, а венецианская: именно в венецианских театрах не выдавали, конечно, а продавали печатную версию либретто; потому что, пока Глюк не доказал, что оперу можно сообразить на троих, в «Олимпии» мэтра неаполитанской школы Скарлатти, конечно, было 11 действующих лиц: но в «Золотом яблоке» венецианца Чести их было 450).
2) В Англии Итальянская опера на прижилась (В Англии итальянская опера задушила в зародыше национальную оперную школу; в XVIII веке в Лондоне функционировало сразу 2 итальянских труппы, причем одной из них руководил Гендель, почитание которого в Англии, если верить старику Берни, сродни религиозному культу, а во главе второй стоял Николо Порпора; Лондон был обязательным пунктом гастролей всех итальянских виртуозов - именно там закончил сценическую карьеру Фаринелли – а в XIX в. … в общем, вы поняли)
3) Во Франции лирическая трагедия вытеснила оперу-seria (лирическая трагедия старше неаполитанской и всего на 5 лет моложе венецианской оперы)
4) Стиль классицизм сформировался под влиянием идей эпохи Просвещения (опять же прозрев их сквозь века), в частности Руссо (который вообще Просветителем не был)
5) Третье действующее лицо в «Орфее и Эвридике» Глюка – Венера (вообще-то Амур)
6) Глюк утверждал, что главное в опере не сюжет, а музыка (ну вот с точностью до наоборот)
7) При Глюке ария Орфея звучала именно так *как ее только что спела девушка-солистка* (партия Орфея написана для кастрата, ее первого исполнителя звали Гаэтано Гваданьи; для парижской постановки Глюк самолично переделал ее для тенора, и именно так она исполнялась следующие пол сотни лет, пока оригинальную версию на извлекли из небытия Берлиоз и Полина Виардо)
8) Благодаря Глюку оперный центр переместился из Италии (а?) в Германию (Глюк работал во Франции), где творил Моцарт (no comments)
9) "Волшебная флейта" - вершина оперного искусства (ряд исследователей считает "Волшебную флейту одним из самых слабых произведений Моцарта, но не в этом суть: "Волшебная флейта - это вообще не опера!)
10) Дуэт про колокольчики поют Памина и Тамино (который специально на эти 2 минуты стал баритоном)
11) В финале Царица Ночи оказывается доброй волшебницей (ну-ну)
12) «Севильский цирюльник» - продолжение «Свадьбы Фигаро» (no comments)
13) Дон Базилио – несчастливый соперник Фигаро (в чем, простите?)
14) Гендель отказался от оперы в пользу оратории (Гендель написал первую ораторию в 1732 г., а последнюю оперу – в 1741; в 1752 он вообще перестал писать)
15) Из всех оперных композиторов только судьба Россини сложилась удачно (и за последние 20 лет своей жизни он не написал ни строчки; а Вагнер и Верди, конечно, были архинеудачливы)
16) Арзаче – мужчина (нет, ничего, это я так… Арзаче – правда мужчина) … Сам концерт - один сплошной ляп(Помимо блистательного ведущего, была упомянутая "Московская капелла Москвы" (рук. - Судаков, помню благодаря прославленному однофамильцу).
Возможно, я начиталась сказок об ангельских голосах, но когда даже хорошие певицы поют репертуар кастратов, у меня возникает ощущение, что мне сосед Васька напел Паваротти. И, да, я знаю, что там написано "Орфей - меццо-сопрано", но можно было бы иметь ввиду, что диапазон кастрата-контральтиста и меццо из ХОРА - это не 2, а несколько больших разниц? Впрочем, когда солисты хора перебрасывались оперными партиями между собой, это было просто, гхм... странно; когда солистки хора запели в дуэте с настоящими оперными певцами, стало нелепо; но когда девушка-хористка - сопрано, ясное дело, отнюдь не колоратурное, и, судя по тому, где она стояла в хоре, даже не первое, запела арию Царицы Ночи... Знаете, Моцарт, говорят, добился самой высокой ноты в сопрановом репертуаре, неожиданно ущипнув певицу за задницу... Это Фа5, если не ошибаюсь, не в этой арии, но все же не вызывает сомнений, что педагог (концертмейсер или кто там?) извлекал из девушки с громким именем Илона нужные звуки, неперестанно пощипывая ее за то самое место...
Впрочем, петь сольные оперные партии хоровики и не обязаны; но вот почему их никто не научил не переминаться с ноги на ногу, не извиваться в такт кмузыке и не изображать руками корявые сучья в непогоду - я не постигаю...
"Настоящие" оперные певцы были из Новой оперы. Один из них - достопамятный ("кадабыжизьдомашниругом") Онегин с моего последнего (надеюсь, во всех смыслах) похода в означенное заведение. На удивление, на итальянском (или без оркестра?) у него даже появилось нечто, отдаленно похожее на дикцию; и сценическое существование, типичной баритоновой рисовкой не забывающее, что оно - Дон Жуан и Фигаро, оставляло при случае надежду приличному режиссеру... Но очевидные усилия, которые он прикладывал, чтобы перекричать рояль (в камерном зале с великолепной акустикой) своей Каватиной Фигаро, вселили в меня нехорошее желание послушать, как это у него получится на сцене с оркестром...
Бас (Владимир... Кудряшов? - не помню точно) был, без чего-то запредельного, ровно хорош, а значит, на фоне остальных, в изначальном смысле слова замечателен. Поэтому от колкостей в его сторону воздержусь...
... и пойду подумаю, действительно ли стоит идти на "продолжение банкета" в апреле - даже если Верстовского мне и впрямь больше никто не споет...
@настроение:
там-там-тадам...
@темы:
Я хочу рассказать вам,
Апофигей,
Забавно,
Опера,
Цитаты
Спасибо!
Может, он тайно любил Марселину...
Мда, почитала, посмеялась... Впрочем, не все в зале такие знатоки истории оперы, так что все равно кому-то польза будет
Но очевидные усилия, которые он прикладывал, чтобы перекричать рояль (в камерном зале с великолепной акустикой) своей Каватиной Фигаро, вселили в меня нехорошее желание послушать, как это у него получится на сцене с оркестром...
Это ты баритона Кузьмина имеешь в виду?
Дон Базилио, насколько я помню, согласно Бомарше Марселину любил явно... Но все равно, Фигаро-то тут при чем: она ж ему мама!))))
Про Ладюка вроде говорят, что голос небольшой, но техника хорошая, что-то типа того.
Не помню, ты была в Новой Опере на "Севильском цирюльнике" их новом?
Я бы про Ладюка сказала, что у него красивый тембр (и в Онегине, он, по-моему, даже Фа пытался брать...), а вот техника... Что считать техникой: у него ровный верхний регистр - это плюс, но его не слышно и дикции он не знает и не хочет))). Впрочем, последнее - вопрос актерской техники, а не вокальной ))).
И с чувством ритма у него что-то странное... он на восьмых медленнее петь начинает, кажется...
Это общее отличие современных певцов, их никого не слышно.
На "Гамлета", кстати, стоит сходить. Мене очень понравился, и постановка, и пение. Поют не без изъянов, но все с душой, а главный баритон Гамлет (Илья Кузьмин) ваще очень классный. И пел чудно, и играл прекрасно, и собой хорош. Правда, в Цирюльнике он же был совсем плох, но тут вопрос в пении Россини, что несколько отличается от всего остального.
К тому же, Гамлет по-французски, а титры на табло дают настоящим шекспировским текстом, что очень приятно
У Станиславского и Немировича, кстати, редко бывает не слышно... но в 50% случаев это заслуга дирижера (Горелика)
Как ни странно, несмотря на то, что Тома француз, и там переделан сюжет, смотрится вполне здорово и шекспировский дух и образы сохранены. По крайней мере, на мой лояльный взгляд Не знаю, как ему это удалось, но Шекспир там ясно виден. Ты в курсе, чем там кончилось(в опере то есть)? Правда, в Новой Опере порезали, полностью выкинут тенор Лаэрт, а действие заканчивается смертью Офелии. Но отсутствие тенора я осознала только когда ехала домой
Ух, любят же они кромсать партитуры))))
Зато у Офелии огромная предсмертная сцена с дикими колоратурами и очень красивым романсом
Я из "Гамлета" только вакхическую песенку слышала. Причем до сих пор не могу понять, кто ее все-таки поет, Гамлет или могильщик)))))
Вообще это красивая опера, если ее правильно исполнять (особенно что касается дирижера), то выглядит шедевром. В Новой Опере, правда, с дирижером и оркестром плохо, поэтому музыкальные красоты этой оперы тщательно скрываются
Я вообще хорошо отношусь к Тома, хотя злобные -веды и говорят, что у него индивидуальности не было