Можете считать меня сумасшедшей, но я перечитывала «Отверженных» 3 раза. При том что вполне готова признать, что никто в здравом уме и трезвой памяти эти 2 кирпича читать не будет, что сорокастраничное описание парижской канализации – это вообще полный атас, а легендарные 120 страниц книги «Ватерлоо», начинающиеся словами «Ну, я не буду описывать битву при Ватерлоо…» так ни разу до конца и не дочитала.
В общем, Гюго – это в принципе не для слабонервных. Но мне почему-то все равно нравится. Может быть потому, как вчера было сформулировано в фильме Лелюша, что такие герои живут вокруг нас, и что это вечная история.
А может быть потому, что, как обычно, «я извращенец, я люблю ворон»: мне жутко нравится Жавер. Особенно с тех пор, как увидела исполнение Филипа Куаста и Джеффри Раш. Но вообще, экранизации «Отверженных» - это отдельная история.
читать дальшеПервое, что я видела – маргинальная американская версия Билли Огуста, и, когда смотрела первый раз, в общем-то впечатлилась. Но потом поняла, что, собственно, фильм сделали блестящие актерские работы Умы Турман (кто бы мог подумать) и Джеффри Раша. Он в роли Жавера идеален, хотя, он «сыграл слишком много ролей, в которых он идеален». В том смысле, что он может играть либо все, либо ничего: фильмы, сделанные как его бенефисы (типа «Блеска», «Перьев», «Жизни и смерти Питера Селлерса») блистательны именно за счет его участия. Но когда он играет второстепенные роли – на его месте мог быть кто угодно. Вот кто запомнил, что он играл в «Пиратах Карибского моря»? Хотя бы. То есть, может быть, «Пираты…» и неудачный пример, потому как там имеет место быть Джонни Депп, на мой взгляд, один из немногих (а именно, мне известных трех) киноактеров, обладающих пресловутой актерской харизмой, или, по крайней мере, способных пользоваться ею на экране: он заставляет на себя смотреть даже «у роли дерева»
. Но речь не об этом.
Джеффри Раш – роскошный Жавер, но не Жавер Гюго, а ходячий фрейдистский комплекс. Того, кто назначил на роль Вальжана Лиама Нисона – не дай бог я его поймаю. Козетта – Клэр Дэйнс - без комментариев. И, что уж совсем круто, – черный Энжольрас. Политкорректность, блин!
Но больше всего меня добил финал. Я, конечно, понимаю, что Огуст учел опыт постановщиков мюзикла «Отверженные»: когда Жавера играет более сильный актер, чем Вальжана, его смертью спектакль надо заканчивать, последующие лирические сопли никому не интересны. Но не так же!!! Мало того, что в книге эта сцена решена совсем по-другому, но это откровенно грешит против логики образа, да и вообще против логики: зачем спасать человеку жизнь, думая, что он сгноит тебя в тюрьме, чтобы потом с радостной улыбкой посмотреть, как он покончит с собой, когда уже понимаешь, что ничего он тебе не сделает???
Потом последовала каноническая экранизация, из-за которой я поругалась с продавцом на Горбушке, но потом решила все-таки обтереть серость. И, скажу я вам, это роскошно. Могу это доказывать долго и нудно, но скажу только одно: Жан Габен!!!
Единственное, с чем проблемы – это опять же с Жавером. Потому как по фильму он вырос на каменоломнях в Тулоне, соответственно, с детства окружен своего рода атмосферой абсолютного зла, что объясняет, конечно, логику его характера, но когда он там бродит среди заключенных семилетним мальчиком, а потом прошло двадцать лет и стоит лысый Бернар Блие сильно под сорок – уржаться!!! Кстати о Блие: надо будет в следующий раз про его сыночка написать – тот еще персонаж.
Хотя ради того момента, как Жавер идет топиться (этот момент Огуст, кстати, предрал на 100%), и впервые в жизни замечает, что от него все шарахаются, уже стоило снять фильм.
Короче, образ Жавера – камень преткновения всех экранизаций, что опять же понятно. Вся фишка в книге в том, что Жавер не "плохой", он так же тошнотворно идеален как Жан Вальжан, только в другом ключе. Один хочет быть чистым перед небом, другой – перед законом. Он отнюдь не сволочь, он по-своему прав, и вообще такой же несчастный, одинокий и ни кому не нужный. В книге Жавер – не антагонист, а другая сторона медали, но сценарий - это произведение драматическое, и в нем нужен КОНФЛИКТ. А между кем еще он там может быть? Вот все и извращаются как могут
.
И вот наконец вчера я добралась до версии Клода Лелюша. Гонялась за ним месяца два безрезультатно, нашла, как обычно, абсолютно случайно, встретила при этом мужика, который мне когда-то продал «Против течения», которое оказалось ТАКАЯ гадость, а мужик меня почему-то запомнил…
Это, собственно уже не экранизация, а фантасмагория по мотивам, сломавшая закономерность всемирного свинства, каждый раз заставляющюу меня с огромным трудом доставать фильм, чтобы потом обнаружить, что он гроша ломанного не стоит.
Лелюш – это здорово!!! И где еще можно увидеть Бельмондо и Марэ в одном кадре?
Действие происходит между девятисотыми годами и Второй Мировой, и Жавер становится офицером гестапо французского происхождения, служащего в гитлеровской полиции из любви к профессии, и изредка устраивающим побеги из концлагерей из любви к родине; Эпонина – пожилая дама, влюбившаяся в скрывающегося у нее в подвале раненого еврея, а Козетта – дочь означенного еврея, скрывающаяся в католическом пансионе; Мариус – молоденький официант. Но это еще цветочки: остальные персонажи могут сочетать в себе черты Козетты и Фантины, Мариуса и Вальжана, а порой и Вальжана и Козетты или даже монсеньера Бьенвеню и Тенардье. Режиссер постулирует вечность и универсальность сюжета и, соответственно, отсутствие откровенно антагонистических персонажей: каждый из них сыграл свою роль, и без него история бы не сложилась.
Реминисценции из самого романа мимолетны и сделаны в нарочито быстром темпе, основной сюжет дается в пересказе. Получается, что мир крутится вокруг старого романа: забавно.
Жаль только, что Жавера тоже угробили с рекордной скоростью. Но оно и понятно. В оригинале он переосмысливает смысл жизни на протяжении целой главы. Не будет же он в кино такой монолог толкать?
В мюзикле этому проще было найти адекватное воплощение – финальная ария Жавера шикарна (хотя «Stars», наверное, поинтереснее), ну и еще я прусь от исполнителя роли Жавера в английской версии. Но мюзикл – это отдельный разговор. Про него могу еще столько же накатать.
Не знаю, до сих пор все мои знакомые либо застряли на "Ватерлоо", либо бросили после "Козетты".
Значит хорошо, что я не одна такая
А я после "Козетты" как раз наоборот захотела читать дальше!