но спать хочется, а ворочая все это в башке, я не засну(...1. Я все собираюсь написать про что-нибудь другое, но все как-то не складывается. Так что, если в прошлый раз вы не поверили, официально подтверждаю: дорогие друзья (особенно ПЧ), вы попали. Ибо, уже имея опыт постоянной прописки в театре Станиславского – Немировича-Данченко, могу с уверенность сказать: я теперь оттуда не вылезу, пока не пересмотрю весь оперный репертуар (по большей части заново). Точнее, я и тогда не успокоюсь, но, возможно, хотя бы перестану заваливать вас рассказами о своих похождениях. Хотя, если меня по 10 разу еще будет посещать свежие мысли, у меня и по 10 разу написать не заржавеет…
2.
(из15): подумайте еще раз, действительно ли вы хотите читать дальше)))Мне просто фатально везет с приложениями к программке, за которые (независимо от вашего желания) приходится переплачивать рублей 30: теперь у меня дома 4 одинаковых буклета. Да и анкет с моим мнением о театре тоже скоро соберется целая коллекция, потому что, «ответьте, если я не прав», но ни одного билетера, которому можно было бы ее вручить, после окончания спектакля я не заметила.
3. Мне никогда не приходило в голову, что можно сделать камерную постановку классической оперы в большом зале. И мне никогда не приходило в голову, что для создания эффекта камерности можно просто отгородить кулисы от основного пространства сцены.
4. Кажется, игра «продолжите ряд» становится фирменной фишкой не только тителевских постановок, но и всего театра. Только у Тителя меняют цветовую гамму, а у Налетовой двигают мебель. Надо бы конечно понаблюдать, может, такое сейчас не только у них происходит, но что-то навскидку мне кажется, что в массе своей декорации либо условные – и тогда одни на все случаи жизни, либо реалистические – ну, тогда все понятно.
5. Все-таки опера – искусство по природе своей очень условное, и реалистические постановки, за редким исключением, к ней подходят плохо. В идее «концерта в костюмах» есть некая доля смысла, вариант живой картины органично сочетается с музыкальной выразительностью: мизансценически сложная постановка мешает слушать музыку. Особенно учитывая, что сегодняшняя Мадам Баттерфляй Ирина Аркадьева очень одаренная вокалистка – а вот актрисой ее не назовешь. Собственно, ее драматический потенциал в основе своей исчерпывается классической оперной формулой «страсть = forte».
6. Вот чем хорош Доницетти: у него речитативные диалоги сведены к минимуму. Пуччини же вечно берется за сюжетно очень сложную литературную основу, где чисто практически очень много надо объяснять, предпочитая при этом музыкально выделять лишь одну, главную партию (то ли он хорошо помнил, что опера – единственный жанр, позволяющий бороться с театральным патриархатом, то и просто был влюблен в примадонну); но вариант статичной мизансцены в полной мере приемлем и органичен только для музыкально разработанных фрагментов. В итоге опера четко распадается на речитативы и арии, а постановка распадается на реализм и условность.
7. Этого обычно не пишут в либретто, но Мадам Баттерфляй 15 лет!!! «Это возраст кукол и конфет». И в налетовской постановке она живет как раз в таком кукольном пряничном мире. Ее дом похож на японский садик из «Красного куба»: здесь «маленькая богиня луны» заглядывает в окна, и «цвет вишни» спускается с потолка по первому требованию. Это здесь живет любовь, и Пинкертон не смог бы забрать ее с собой, даже если бы захотел. И здесь может жить только любовь. Поэтому, когда сказка заканчивается, остается только смерть. Которая, впрочем, унесет в небытие на корабле – тоже как в сказке.
8. Японии, быть может, и вовсе нет: есть такой вот очаровательный нелепый сказочный мирок, все жители которого носят одежду, воплощающую, видимо, самые безумные фантазии художника по костюмам, и маски. Впрочем, не менее нелепа и Баттерфляй, пытающаяся, наперекор всякой логике, рядиться в американку. Только национальный костюм ее вполне «настоящий»: может быть, она живет в игрушечном мире, но она в него верит…
9. Так что, если вы хотели этнографизма, вам не сюда. Я в корне не согласна со Снупи, и утверждаю, что, если какую оперу и надо ставить в стилистике японского театра, то «Мадам Батрефляй». Я даже очень хорошо представляю себе, как это сделать. И смотреться будет, я уверена! Но все равно выйдет этакий Акутагава наоборот: европеец, так по-настоящему и не понявший японцев, но силящийся втолковать своим соотечественникам основы ориентального мировоззрения, не замечая, что по привычке склоняет их на европейский лад.
10. Особенно трогательны прямая цитата из американского гимна в партитуре и стул, появляющийся в американизированном доме Баттерфляй.
11. Врут они все: Евгений Поликанин – классный актер. Я сегодня специально смотрела – причем как раз допуская, что Шарплесс и Жорж Жермон имеют право быть похожим: в конце концов, драма у них одна, хотя мотивация разная. Одному просто приходиться смириться с необходимостью нести крест жестокого, но правильного решения, на второго все шишки валятся, потому что он не может закрыть глаза на несчастье, которое его, в сущности, ни коим образом не касается. И вот, они были разные! Совсем. И если Жоржа Жермона жалеть Виолетту заставляла элементарная порядочность, то в основе характера Шарплесса – Доброта, настоящая, с самой что ни на есть большой буквы. Доброта, которая заставляет человека вполне искренне терзаться мыслью о том, что рядом с ним кто-то страдает, а он ничем не может помочь…
12. Интересно, а почему рядом с фамилией Поликанина перестали писать «народный артист республики Тыва»? Она тоже с чем-то объединилась и перестала существовать как явление, или в театре чернила экономят? И вообще, когда он успел там стать народным артистом, если пел сначала в Самаре… или в Саратове? в Куйбышеве короче, а потом в Москве (а между этим – в «Москонцерте»)? Ну да фиг с ним: мне все равно всегда казалось, что рядом с «н.а. России» эта Тыва звучала глупо.
13. Еще более интересно, кто пожертвовал своего ребенка на роль сына Баттерфляй – торчать на сцене до 10 часов вечера?
14. Уф, ну вроде все. Хотела еще написать кое-что про оппозицию «Тоске», где та же святая троица «Аркадьева – Векуа – Поликанин», только с точностью до наоборот, но хватит мне людей мучить.
15. Единственное, напоследок поделюсь ценным опытом: если к 6 часам вечера вы вдруг обнаружили, что слишком хорошо о себе подумали, решив, что спокойно пробегаете с 8 утра до 11 вечера в туфлях на каблуках, даже если у вас осталось пол часа свободного времени, не стоит в эти пол часа устраивать забег на длинные дистанции по неизвестному маршруту… «Спокойной ночи и удачи!» )))))
@музыка:
Сказала бы, что соответственно, но место действия успело зациклить меня на слабоумной песенке "Back in Nagasaki"
@настроение:
Приподнятое
@темы:
Театр,
Опера,
Немирович & Станиславский